Обо мне

Самый распространенный вопрос, который любят задавать взрослые детям, начиная с детского сада и до окончания школы: «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь?» Дети дошкольного возраста, как правило, любят фантазировать на эту тему и их желание постоянно меняется. Старшие школьники чаще всего затруднятся с ответом, и после школы продолжают учиться там, где хотят родители. 
  Я свой ответ дала в 4 года. «Когда я закончу детский сад я не пойду учиться в школу, а поступлю сразу в Университет и вернусь работать в детский сад, чтобы стать заведующей» — мое детское высказывание (со слов мамы). 
  И вот уже 30 лет я верна своему слову. С маленькой поправкой: школу мне все-таки пришлось закончить, а дальше по плану: педучилище, университет и второе высшее образование. Конкурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации и т.д. Желание стать руководителем и создать «солнечную планету» остается мечтой. Роль детского психолога я реализовала успешно. Я не ушла из дошкольного образования, только смотрю на него под другим углом, с точки зрения психологической науки. Ребенок пришел в детский сад – особое место в жизни большинства из нас.

Вилейто С.В.

«Сад» — место «сияния», взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды. А в детском саду происходят настоящие метаморфозы – из несмышленого маленького человечка, появляется личность с возможностью рассуждать о жизни, отстаивать собственные интересы. 
  Но процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан с эмоциональным напряжением. Психологическая поддержка помогает ребенку привыкнуть к новой ситуации, проявить познавательную и поведенческую активность. Используя различные психо-профилактические средства, необходимо снижать негативную психическую энергию истабилизировать эмоциональное состояние маленького человека. Большой подбор психологических игр для детей раннего возраста позволяет мне создать атмосферу эмоциональной безопасности, снять эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, побуждать детей к активному общению, а самое главное справится с разлукой с мамой. 
И как результат психологической поддержки на смену отрицательным эмоциям: плач, хныканье, замкнутость, страха, гнева, появляются положительные эмоции: улыбка, смех, радость, формируются первые социальные навыки. 

У ребенка 3-4 лет начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении со взрослыми, развивается познавательный интерес. И я начинаю решать другую психологическую задачу. Помогаю ребенку осознать и утвердить собственное «Я». На наших психологических встречах ребенок учится сопереживать, понимать чувства другого, ликовать, гордиться своими успехами, самоутверждаться в своих возможностях. Дети пробуют воспринимать и воспроизводить характерные признаки основных эмоциональных состояний, радость, грусть, испуг, злость. 

Ребенок

А надо ли обращать на это внимание? 
Посмотрите, как очаровательны дети. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь ближних, на их доброжелательность и ласку. И поэтому я как психолог, прежде всего, стараюсь обеспечить его внутреннее эмоциональное благополучие, вызвать у него эмоциональное отношение к своим действиям, т.к. от того какие чувства он испытывает от своих побед и неудач зависит развитие его дальнейшей познавательной активности, готовность к школьному обучению и успешная адаптация к новым условиям. 
И я не сомневаюсь, что вы дали утвердительный ответ на мой вопрос.

мои достижения

Моя педагогическая концепция

Ребенок пришёл в детский сад – это не простое событие в его жизни.Он впервые сталкивается с большим количеством чужих людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. 
Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный и информационный стресс для маленького ребенка. Поэтому очень важно сделать что-то, что поможет снять напряжение и нервозность малыша. 

Для этого нужны специальные мероприятия по организации адаптации ребенка к условиям в ДОУ. А так как для меня важен комфорт и психологическое благополучие каждого ребенка, я выбрала приоритетным направлением своей работы именно эту тему. 
Но с чего начать? Какие лучше использовать методы и средства? Какой из них является наиболее эффективным? 
Слова одной притчи, на мой взгляд, наиболее точно отвечают на этот вопрос. 

«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными. 
Я пытался достичь сердца ребенка книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» — закричал я.
А он подошёл ко мне и прошептал: «Приди и поиграй со мной.»»

Обо мне

Ну, конечно же, игра! Именно игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном возрасте, сберегает жизненные ресурсы, заложенные в ребенке природой. Только в игре ребенок растет спокойным и счастливым, не растрачивая понапрасну свои душевные силы. Игра способствует созданию защитных механизмов (что очень важно в стрессовых ситуациях), создаёт могучую психо-эмоциональную разрядку, которая приводит к возникновению положительных эмоций. И чем больше таких эмоций испытывает ребенок, тем легче привыкнуть ему к новой ситуации, тем уютнее и увереннее он чувствует себя, тем радостней предстает перед ним мир.
Но какие игры использовать? Их много. Какие из них будут наиболее эффективными в период адаптации детей к детскому саду? Необходимо ещё создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал себя комфортно и защищено, мог проявить творческую активность. Программы развития детей в детском саду, рекомендуют делить группу на зоны. Одна из них называется центр «Песок-вода».

Проанализировав большое количество теоретической и практической литературы, я поняла, что новое – это хорошо забытое старое.   И остановила свой выбор на сенсорных играх. В этих играх проявляется естественная активность ребенка. Песок, вода, крупа и другой природный материал – являются прекрасным психопрофилактическим средством, способным убирать негативную энергию. 

Ребенок

Для ребенка раннего возраста очень интересно запускать кораблик в воду, оставлять отпечатки своих ладошек на песке, мерным стаканчиком пересыпать крупу. Кроме того эти игры просты в использовании, не требуют больших материальных затрат, а главное – процесс игры увлекателен для маленьких детей. Диагностика показала эффективность использования этого метода. 

Адаптация в целом проходит успешно. Этап развития детей раннего возраста заканчивается появлением психологического новообразования – базовое доверие к миру.
Размышляя о своей концепции, я представила себе мысли и чувства ребенка впервые переступившего порог детского сада…

В детский садик я пришёл, рядом мамы не нашёл.
Детишек много там и тут и все они как я ревут.
Чужая тетя подошла, кашу в ложке поднесла.
Каши не желаю, дайте-ка мне чаю!


Но об этом не скажу, лучше громче зареву!
А потом под стол залезу и кого-то укушу.
Чтобы не попасть в беду под столом я пережду.
Нет знакомых, нет родных ох, и страшно мне без них.


Зал большой, полно детей, я домой хочу скорей.
Лица все чужие, тетеньки большие.
Игрушки манят и зовут, а вдруг домой не заберут.
И пока играю я, мама не найдет меня.


Вдруг в саду оставят и здесь положат спать,
А перед сном забудут мне сказку рассказать.
Ну-ка в фикус спрячусь я, и глаза закрою
Чтоб разлуку пережить, мамочка с тобою.


Очень грустно так стоять, платочком слезы вытирать.
Неожиданно меня приголубили любя.
Стало мне приятно и вместе с тем занятно.
Кто же меня гладит, называет Владик?


Руку дружбы мне дает и с собой играть зовет.
На ней бусы в три ряда и банты большие.
Улыбку вижу на губах, глазки голубые
В них забота, и любовь, и игры заводные.


С ней так хочется дружить, что я раздумал слёзы лить.
Стали вместе мы играть, в тазик воду наливать.
«Рыбки» плавают в воде. Ох, и весело же мне.
Буду ложкой их ловить, чтобы маму удивить.


Ведра, баночки, совок, крышечки цветные…
Вот так из этого всего игру мы получили.
А крупа, фасоль, горох и песок, и манка
Скажу, друзья, вам по секрету классная приманка!


Можно сыпать, в руки брать, рисовать, греметь, шуршать.
А рассыпал на полу, быстро губкой уберу.
Слёзы высохли мои, не хочу я плакать.
Улыбаюсь и смеюсь, ничего я не боюсь!


Вот бы детство не кончалось, долго, долго продолжалось
В сад понравилось ходить и с ребятами дружить.
Адаптацию успешно смог я с тетей пережить.


***


Вот так прочла в глазах детей я суть концепции своей.
И будем вместе мы играть, и мир огромный познавать.
Своей любовью, согревая его здоровье охранять,
Чтоб вырос он счастливым, веселым и красивым.
Дитя в игре не устает, в ней есть и радость и комфорт.
Ребенок лучше понимает, когда он счастлив и играет.
Улыбка мамы, детский смех, ведь это все по существу
Психолог счастьем называет!
И видя результаты ясно, что работа моя не напрасна.

мастер класс

Центр «Песок-вода», психолог и дети — лучшие друзья.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации

Комплекс сенсорных игр